31 декабря 1968 года состоялся первый в мире полёт сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144
07:39 Дек. 31, 2015
Этот лайнер не только в два раза превысил скорость звука, но и на десятки лет опередил время.
У Ту-144 был лишь один конкурент - европейский «Конкорд». К сожалению, эра советской машины закончилась, так толком и не начавшись. Между тем, у сверхзвукового самолета были весьма радужные перспективы. Основной реактивный пассажирский самолет того времени, Ту-104, от Москвы до Хабаровска летел с двумя дозаправками, Турбовинтовой Ту-114 на дозаправку не садился, но в полете был целых 14 часов. А на сверхзвуке это расстояние можно было бы преодолеть за три с половиной часа.
Первый полет Ту-144 состоялся на два месяца раньше «Конкорда». Советский самолет первым преодолел и звуковой барьер - это произошло 5 июня 1969 года на высоте 11 тысяч метров. А рубеж в два Маха Ту-144 взял через год: на высоте 16 километров самолет развил скорость 2150 км/ч. К сожалению, реальная дальность полета оказалась в полтора раза меньше расчетной - как и англо-французский «Конкорд», Ту-144 потреблял слишком много топлива.
Аэродинамика Ту-144 была выше, чем у истребителей. Корпус суперсамолета на 20% сделали из титана, ведь во время полета фюзеляж разогревался до двухсот градусов. Другим самолетом в мире, где так же применялся титан, был знаменитый «Черный дрозд», сверхзвуковой разведчик США. Ту-144 сочетал огромное количество передовых разработок и конструкторских решений. Например, убирающиеся на время полёта передние крылья, которые позволяли существенно увеличить маневренность и уменьшить скорость при посадке.
Ту-144 мог садиться и взлетать в 18 аэропортах СССР. В то время как Конкорду, чья взлётно-посадочная скорость была на 15% выше, для каждого аэропорта требовался отдельный сертификат на посадку.
По словам специалистов, конструкция планера Ту-144 была идеальной, недоработки же касались двигателей и различных систем.
Третьего июня 73-го года Ту-144 разбился во время демонстрационного полёта на авиасалоне в Ле Бурже. Все 6 членов экипажа погибли. Точные причины аварии до сих пор неизвестны, но основными версиями считают слишком резкий манёвр, который экипаж должен был совершить во избежание столкновения с неожиданно появившимся французским «Миражем» (задача лётчика была сфотографировать Ту-144).
Тем не менее, Ту-144 стал совершать регулярные рейсы на маршруте Москва—Алма-Ата. Билет в стоил немалые по тем временам деньги — 82 рубля, а на обычный самолет - 48. Разница была огромной. Из-за этого сверхзвуковые самолеты летали полупустыми, и через 7 месяцев Ту-144 сняли с регулярных рейсов.
По словам лётчиков, внештатные ситуации происходили практически в каждом полёте. 23 мая 1978 года произошло второе крушение Ту-144. 1 июня того же года Аэрофлот навсегда прекратил сверхзвуковые пассажирские рейсы.
О других памятных датах читайте в журнале «Историк».
-
07:19 Окт. 1, 2018
Пассажирский сверхзвуковой самолёт может пойти в серию к 2030 году
-
06:52 Сен. 28, 2018
-
16:51 Фев. 9, 2017
Объявление о продаже за $7,5 млн списанного Ту-144 на Ebay оказалось фейком
-
08:01 Апрель 8, 2016
Военные лётчики установили рекорд беспосадочного полёта на МиГ-31
-
06:00 Янв. 7, 2016
7 января 1928 года состоялся первый полёт легендарного «кукурузника» - самолёта У-2
-
06:00 Янв. 6, 2016
6 января 1813 года издан Манифест Александра Первого о победном окончании Отечественной войны
-
06:00 Янв. 4, 2016
4 января 1878 года отряд генерала Иосифа Гурко освобождает Софию
-
06:00 Дек. 30, 2015
30 декабря 1922 года образован Союз Советских Социалистических Республик
-
05:28 Дек. 29, 2015
-
11:45 Дек. 28, 2015
Связь с эфиром
- СМС+7 (925) 88-88-948
- Звонок+7 (495) 73-73-948
- Telegramgovoritmskbot
- Письмо[email protected]