6 октября 1920 года Владимир Ленин встретился с писателем Гербертом Уэллсом в Кремле

08:28 Окт. 6, 2015

Великий британский фантаст приехал в революционную, разоренную Россию.

«Основной целью моей поездки из Петрограда в Москву была встреча с Лениным. Мне было интересно повидаться с ним, и я должен сказать, что был предубежден против него. На самом деле я встретился с личностью, совершенно непохожей на то, что я себе представлял. Ленин - не человек пера; его опубликованные труды не дают правильного представления о нем. Написанные в резком тоне брошюры и памфлеты, выходящие в Москве за его подписью, вряд ли отражают даже частицу подлинного ленинского ума, в котором я убедился во время нашей беседы», - вспоминал Уэллс. Председатель совнаркома увлечённо рассказывал об электрификации. Писатель скептически отнёсся к ленинским планам преобразования России.  Но многие из этих планов сбылись. В этом Уэллс убедится уже в 1934-м, во время следующего путешествия в нашу страну.  

 Вспоминая о той поездке в  Советскую Россию, Герберт Уэллс писал о большевиках,  как о целеустремленных романтиках, сплотивших вокруг себя всех озлобленных и обездоленных при помощи нескольких коротких и ясных идей типа "земля - крестьянам".  

"Большевистское правительство - самое смелое и в то же время самое неопытное из всех правительств мира.   О его простодушии свидетельствует вопрос, который мне постоянно задавали в России: "Когда произойдет социальная революция в Англии?". Меня спрашивали об этом Ленин, руководитель Северной коммуны Зиновьев, Зорин и многие другие", - писал Уэллс.

"Многие большевики, с которыми я беседовал, начинают с ужасом понимать: то, что в действительности произошло на самом деле, - вовсе не обещанная Марксом социальная революция, и речь идет не столько о том, что они захватили государственную власть, сколько о том, что они оказались на борту брошенного корабля", - подчеркивал фантаст.  

В Москве писателя сопровождал матрос, которому поручили заботиться об удобстве гостя. Для этого матроса снабдили великолепным серебряным чайником из какого-то дворца, но города он не знал. Договаривался о встречах английского фантаста американец, плохо говоривший по-русски. Для встречи Уэллса с Лениным и Чичериным понадобилось около 80 часов переговоров, разъездов и ожидания - при том, что о рандеву заранее договорился Горький.

Терпение гостя лопнуло, когда при возвращении в Петроград его усадили в поезд, тащившийся с черепашьей скоростью. Узнав, что достигающий Питера вдвое быстрее курьерский поезд ушел три часа назад, пока Уэллс с чемоданами томился в ожидании автомобиля, чтобы ехать на вокзал, писатель высказал гиду все, что думает о советской организации. Матрос почтительно выслушал и ответил: "Видите ли, блокада…"

О других памятных датах читайте в журнале «Историк».

Новости по теме

Связь с эфиром


Сообщение отправлено